Направления исследований

Основное направление исследований группы: психология сознания, оно разделяется на несколько основных тем:

Исследования поддерживаются грантами СПбГУ и российских научных фондов (РФФИ, РГНФ, ФЦП). В исследованиях по текущим проектам можно поучаствовать.

Роль сознания в познавательных процессах

Это объединяющая тема исследований группы. В рамках этой темы ведутся как «интегрирующие» проекты, объединяющие результаты нескольких исследований по разным направлениям, так и отдельные проекты, посвящённые процессам осознания, механизмам познавательной деятельности и роли сознания в ней.

Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека

РГНФ №16-06-00858, 2016-2018, руководитель — Аллахвердов В.М.

Проект направлен на изучение роли категоризации/классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека. Классификация рассматривается как необходимый процесс, обеспечивающий работу сознания и познавательной деятельности. Будет рассмотрен процесс классификации при решении разнообразных когнитивных задач, выявлены особенности и схожие черты данного процесса в различных проблемных ситуациях. Классификация рассматривается как процесс, порождающий ограничения, особое внимание уделяется определению границ осознаваемого/неосознаваемого и значению этих границ при решении сенсорных, сенсомоторных, мнемических, перцептивных и мыслительных задач. Исследуется предположение о том, что в ситуациях, субъективно рассматриваемых как тождественные (т.е. в ситуациях, которые человек относит к одному классу), семантическая категоризация приводит не только к фокусировке внимания на одних признаках, но и к активному подавлению процессов, связанных с обработкой других признаков. Исследование процесса классообразования, подвижности границ классов, возможности перемещения объектов и явлений из класса в класс, механизмов принятия решения в задачах классификации позволяет расширить представления о познавательных возможностях человека, определить факторы, повышающие и снижающие эффективность в процессе решения когнитивных задач разного уровня, определить способы влияния на эту эффективность. Полученные результаты могут применяться в разных сферах: обучение, операторская деятельность по обнаружению и различению сигнала, различные способы переработки и использования информации, запоминания и хранения информации и т.д. Полученные результаты будут опубликованы в научных статьях.

Завершённые проекты

Возникновение и детекция ошибок

Изучаются закономерности совершения и детекции ошибок и наблюдаемые при этом феномены, например, негативный выбор и влияние иррелевантных характеристик (смена контекста задачи, эмоциональное давление). В этом направлении активно работают исследователи: В.М. Аллахвердов, Н.В. Андриянова, В.А. Гершкович.

Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления

РФФИ №16-06-00376, 2016-2018, руководитель — Гершкович В.А.

Основная цель проекта – описание закономерностей возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления. В ситуации эмоционального давления люди, чей навык, казалось бы, давно сформирован, допускают порой нелепые ошибки при его исполнении. Существует две основные гипотезы, почему происходят так называемые срывы в выполнении навыка: теория отвлечения и теория преувеличенного контроля. Первая объясняет эффект срыва отвлечением внимания от основной задачи, то есть недостаточностью контроля, уделяемого целевой задаче. Вторая теория, наоборот, предполагает, что срывы являются следствием преувеличенного контроля, который ведет к деавтоматизации навыка. В рамках настоящего проекта предполагается проверить гипотезу, что ошибки при научении и выполнении навыка в ситуации эмоционального давления являются следствием интерференционных процессов, включающих явно или неявно контроль задачи на игнорирование. Предполагается, что причина происходящих нарушений связана со сбоем в системе когнитивного контроля, а именно со спонтанным переключением контроля на задачу игнорирования ошибочного способа действия. В качестве ситуации, моделирующей эмоциональное давление, будет использована ситуация соревновательной деятельности. Задача проекта – исследовать факторы, провоцирующие в этой ситуации переключение контроля с выполнения основной задачи на контроль задачи на игнорирование («только не промахнись», «только не обращая внимания на…»). Подход к решению поставленных задач опирается на теоретическую концепцию В. М. Аллахвердова. Для проверки выдвинутых гипотез будет проведена серия экспериментальных исследований. В качестве основной задачи будет использована задача простого сенсомоторного научения, основанная на оценке временных интервалов.

Завершённые проекты

Имплицитное научение

Эта группа исследований посвящена тому, как человек неосознанно научается и влиянию на это различных факторов, например, обратной связи и социального окружения. В исследованиях по этому направлению активно применяется вычислительное моделирование. В этом направлении активно работают исследователи: Н.В. Морошкина, Р.В. Тихонов.

Разработка интегрированной модели вербальной и невербальной передачи знаний в задачах категоризации

РФФИ №18-313-00249, 2018-2019, руководитель —  Р.В. Тихонов.

 

Завершённые проекты

Ложные воспоминания

В этом направлении исследуется то, как формируются воспоминания о событиях, которые никогда не происходили на материале иллюзий памяти, экспериментов с ложной обратной связью и при социальном взаимодействии. По данному направлению регулярно защищаются выпускные квалификационные работы под научным руководством В.А. Гершкович.

Завершённые проекты

Работа сознания с противоречиями

Изучение работы сознания с противоречиями важно потому, что сознание стремится к построению непротиворечивой картины мира. Среди исследований по этому направлению многие посвящены изучению внимания и восприятия, в том числе на материале зрительных иллюзий, многозначных изображений, задач, индуцирующих “слепоту к изменениям” и задач в парадигме негативного прайминга. В этом направлении активно работают исследователи: В.М. Аллахвердов, В.Ю. Карпинская, М.Г. Филиппова, А.С. Стародубцев, Д.И. Костина.

Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации

РФФИ № 17-06-01014, 2017-2019, руководитель — Филиппова М.Г.

Цель проекта — развитие концепции торможения неосознаваемых значений многозначной информации в соответствии с тремя аспектами. Эти аспекты подразумевают доказательство возможности независимого влияния осознаваемых и неосознаваемых значений двойственных стимулов на когнитивную деятельность человека, решение вопроса о существовании динамики процесса торможения (предполагающей переход неосознаваемых значений в стадию активации при смене контекста), а также обсуждение смысла торможения неосознаваемых значений, который мы видим в усилении конкретизации осознаваемого значения. Предлагается рассмотреть данные аспекты с точки зрения модели негативного выбора В.М. Аллахвердова, что, согласно нашим представлениям, позволит: 1) доказать необходимость специальной маркировки как осознаваемых, так и неосознаваемых значений многозначности; 2) снять противоречия в вопросе о том, что происходит с неосознаваемыми значениями; 3) обосновать авторское понимание смысла торможения конкурирующих значений, переформулировав данную проблему из традиционной «селекции для действия» в «селекцию для понимания». Эвристичность используемого подхода мы видим в возможности сглаживания противоречий и объединения достоинств нескольких парадигм. Новизна данного подхода обусловлена как самой постановкой проблемы (с упором на позитивный смысл процесса торможения), так и спецификой используемых методов, опирающихся на современные экспериментальные парадигмы, но при этом являющихся авторскими разработками, не имеющих прямых аналогов. Планируя данное исследование, мы полагаемся на простые, но остроумные приемы, используя в качестве стимульного материала двойственные изображения с конкурирующими смысловыми интерпретациями. С помощью этих приемов в ходе реализации проекта будут экспериментально проверены выдвигаемые теоретические положения.

Влияние субъективной сложности дистракторов на эффективность выполнения интерференционных задач (на примере теста «Рисунок-слово»)

РФФИ № 17-36-01139 a2, 2017-2019, руководитель — Сопов М.С.

Проект посвящён изучению механизмов переработки иррелевантной информации в интерференционных тестах (на примере теста «Рисунок-слово»). Особое внимание уделяется вопросу о принципах работы когнитивного контроля, обеспечивающего точность выполнения целевого задания вопреки интерферирующему воздействию иррелевантных стимулов. В рамках проекта планируется провести эмпирическую проверку идеи активной блокировки дистракторов, согласно которой система когнитивного контроля поддерживает целенаправленную деятельность субъекта за счёт блокировки репрезентаций иррелевантных раздражителей. Для реализации данной задачи будет осуществлена оценка влияния частотности, семантической насыщенности и деформации дистракторов (обобщаемых понятием субъективной сложности) на величину интерференции в тесте «Рисунок-слово». Предполагается, что дистракторы с низкой семантической нагрузкой (бессмысленные, но читаемые наборы букв) будут оказывать большее влияние на скорость называния целевых стимулов, нежели простые слова (увеличивать интерференцию). Деформация же слов-дистракторов посредством их наклона относительно горизонтальной оси приведёт к снижению интерференции. Обратная зависимость величины интерференции от частотности дистракторов была многократно продемонстрирована в различных экспериментах; в рамках настоящего проекта планируется реплицировать данный эффект.

Завершённые проекты

  • Восприятие и переработка противоречивой информации (РФФИ № 14-06-00302,  2014-2016), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Психологические и психофизиологические составляющие избирательного внимания в процессе восприятии многозначной информации (РФФИ № 14-06-00374а,  2014-2016), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Переключение пространственного внимания, связанного и не связанного с движениями глаз, в задаче, индуцирующей “слепоту к изменениям” (РФФИ № 15-06-09321а2, 2015-2016), руководитель — Карпинская В.Ю.
  • Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности (НИР СПбГУ №  0.38.518.2013, 2013-2015).
  • Динамика работы тормозных механизмов в процессе восприятия полисемии (НИР СПбГУ № 8.23.462.2012, 2012), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Формирование образа цели как фактор остановки зрительного поиска (грант факультета психологии СПбГУ № 8.23.466.2012, 2012), руководитель — Кувалдина М.Б.
  • Исследование восприятия многозначной информации на примере двойственных изображений (РФФИ № 08-06-00397, 2008-2010), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Осознаваемые и неосознаваемые компоненты восприятия многозначных изображений (Грант Президента РФ № МК-3531.2008.6, 2008-2009), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Влияние усложнения задания на процесс интерференции (РГНФ № 06-06-00417а, 2006-2008), руководитель — Карпинская В.Ю.
  • Эффекты неосознаваемого последействия при восприятии многозначных и иллюзорных стимулов (РГНФ № 10-06-00390а, 2010-2012), руководитель — Карпинская В.Ю.
  • Пороги осознания при обнаружении, различении и опознании многомерных зрительных стимулов (РФФИ № 10-06-00482а, 2010-2011), руководитель — Карпинская В.Ю.

Метакогниции

Это направление посвящено исследованию ряда феноменов, связанных с оценкой собственной конитивной деятельности (то есть, в узком смысле — результата выполнения задачи): степень уверенности, эмоциональная оценка, процесс принятия решения.

Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач

РФФИ № 17-06-00473, 2017-2019, руководитель — Аллахвердов В.М.

Цель проекта — проверка гипотезы о возможности переноса субъективного сигнала о правильности решения с одной когнитивной задачи на другую, не имеющую прямой связи с первой, но решаемую одновременно с ней. Предполагается, что поступающий в сознание сигнал о правильности решения может быть неспецифичен, то есть  не привязан к конкретной задаче и не позволяет узнать, какая именно задача решена. Проект опирается на оригинальную концепцию сознания руководителя проекта и предполагает экспериментальную проверку нескольких следствий, вытекающих из идеи о существовании субъективного эмоционального сигнала. Результаты исследования позволят проверить предположения о возможности влияния решения неосознаваемой задачи на успешность решения осознаваемой (основной) задачи, о возможности переноса субъективной уверенности в правильности решения на задачи разных типов, о возможности переноса сигнала на сами стимулы когнитивных задач, а также описать способы повышения доверия субъекта неспецифическому эмоциональному сигналу. Результаты исследования помогут точнее описать процессы научения (в частности, имплицитного научения), позволят приблизиться к пониманию природы возникновения ошибок и творческих открытий (инсайта) в когнитивной деятельности, а также к пониманию проблемы возникновения субъективных переживаний и осознанности в целом. Ценность разрабатываемого подхода мы видим также в том, что он сужает существующий сегодня объяснительный разрыв в понимании трудной проблемы сознания до проблемы возникновения субъективно переживаемых эмоциональных оценок.

Завершённые проекты

  • Механизмы субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач (РГНФ 12-36-01294а2, 2012-2014), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Эмоциональная оценка объекта как имплицитная память о сделанном выборе (РГНФ № 12-36-01298а2, 2012-2013), руководитель — Четвериков А.А.
  • Комплексное исследование механизмов внимания и принятия решений (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2010-2012).
  • Феномен сверхуверенности: влияние когнитивного бессознательного на эффективность принятия решений (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2010-2012).
  • Роль неосознаваемого восприятия в процессе опознания и принятия решений (РГНФ № 05-06-06034а, 2005-2006).

Методология психологических исследований

Часть исследований группы посвящено методическим и методологическим проблемам психологических и когнитивных исследований.

Завершённые проекты