Направления исследований

Основное направление исследований группы: психология сознания, оно разделяется на несколько основных тем:

Исследования поддерживаются грантами СПбГУ и российских научных фондов (РФФИ, РГНФ, ФЦП). В исследованиях по текущим проектам можно поучаствовать.

Роль сознания в познавательных процессах

Это объединяющая тема исследований группы. В рамках этой темы ведутся как «интегрирующие» проекты, объединяющие результаты нескольких исследований по разным направлениям, так и отдельные проекты, посвящённые процессам осознания, механизмам познавательной деятельности и роли сознания в ней.

Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека

РГНФ №16-06-00858, 2016-2018, руководитель — Аллахвердов В.М.

Проект направлен на изучение роли категоризации/классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека. Классификация рассматривается как необходимый процесс, обеспечивающий работу сознания и познавательной деятельности. Будет рассмотрен процесс классификации при решении разнообразных когнитивных задач, выявлены особенности и схожие черты данного процесса в различных проблемных ситуациях. Классификация рассматривается как процесс, порождающий ограничения, особое внимание уделяется определению границ осознаваемого/неосознаваемого и значению этих границ при решении сенсорных, сенсомоторных, мнемических, перцептивных и мыслительных задач. Исследуется предположение о том, что в ситуациях, субъективно рассматриваемых как тождественные (т.е. в ситуациях, которые человек относит к одному классу), семантическая категоризация приводит не только к фокусировке внимания на одних признаках, но и к активному подавлению процессов, связанных с обработкой других признаков. Исследование процесса классообразования, подвижности границ классов, возможности перемещения объектов и явлений из класса в класс, механизмов принятия решения в задачах классификации позволяет расширить представления о познавательных возможностях человека, определить факторы, повышающие и снижающие эффективность в процессе решения когнитивных задач разного уровня, определить способы влияния на эту эффективность. Полученные результаты могут применяться в разных сферах: обучение, операторская деятельность по обнаружению и различению сигнала, различные способы переработки и использования информации, запоминания и хранения информации и т.д. Полученные результаты будут опубликованы в научных статьях.

Влияние семантической сатиации на эффективность когнитивной деятельности

РФФИ № 16-36-00297, 2016-2017, руководитель — Науменко О.В.

Исследование посвящено изучению влияния эффектов пресыщения, в частности, семантической сатиации, на эффективность когнитивной деятельности. Семантическая сатиация переживается человеком как полная или частичная утрата смысла слова в результате его многократного повторения. Во многих исследованиях показано, что такое состояние затрудняет решение задач, связанных со словом, подвергшимся сатиации. Однако мы полагаем, что использование нерелевантной семантической сатиации (т.е. многократное повторение слова, не связанного с основной задачей) может приводить к перестройке системы субъективных смыслов, т.е. к «опустошению сознания» от стереотипных, фиксированных представлений и способствовать нахождению творческих решений, которые ранее не осознавались. Планируется исследовать влияние сознательной активности субъекта на выраженность связи между семантической сатиацией и когнитивной эффективностью.

Завершённые проекты

  • Закономерности работы сознания в процессах познания (НИР из средств СПбГУ № 8.38.287.2014, 2014-2016), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Роль осознаваемого и неосознаваемого в когнитивной деятельности (РГНФ № 13-06-0053, 2013-2015), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Изучение механизмов косвенной оценки доступности неосознаваемой информации на материале феномена «на кончике языка» (НИР СПбГУ № 8.23.797.2013, 2013), руководитель — Четвериков А.А.
  • Осознание как когнитивный процесс и его роль в социальном взаимодействии (РГНФ № 07-06-00329а, 2007-2009), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Исследование роли сознания в когнитивной деятельности человека (НИР СПбГУ № 8.0.55.2006, 2006-2010), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Когнитивная деятельность по преодолению ситуации неопределенности (РФФИ № 05-06-80384, 2005-2008), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Процесс осознания при решении сенсорно-перцептивных задач (РГНФ № 04-06-00301а, 2004-2006), руководитель — Аллахвердов В.М.

Возникновение и детекция ошибок

Изучаются закономерности совершения и детекции ошибок и наблюдаемые при этом феномены, например, негативный выбор и влияние иррелевантных характеристик (смена контекста задачи, эмоциональное давление). В этом направлении активно работают исследователи: В.М. Аллахвердов, А.А. Четвериков, Н.В. Андриянова, В.А. Гершкович.

Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления

РФФИ №16-06-00376, 2016-2018, руководитель — Гершкович В.А.

Основная цель проекта – описание закономерностей возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления. В ситуации эмоционального давления люди, чей навык, казалось бы, давно сформирован, допускают порой нелепые ошибки при его исполнении. Существует две основные гипотезы, почему происходят так называемые срывы в выполнении навыка: теория отвлечения и теория преувеличенного контроля. Первая объясняет эффект срыва отвлечением внимания от основной задачи, то есть недостаточностью контроля, уделяемого целевой задаче. Вторая теория, наоборот, предполагает, что срывы являются следствием преувеличенного контроля, который ведет к деавтоматизации навыка. В рамках настоящего проекта предполагается проверить гипотезу, что ошибки при научении и выполнении навыка в ситуации эмоционального давления являются следствием интерференционных процессов, включающих явно или неявно контроль задачи на игнорирование. Предполагается, что причина происходящих нарушений связана со сбоем в системе когнитивного контроля, а именно со спонтанным переключением контроля на задачу игнорирования ошибочного способа действия. В качестве ситуации, моделирующей эмоциональное давление, будет использована ситуация соревновательной деятельности. Задача проекта – исследовать факторы, провоцирующие в этой ситуации переключение контроля с выполнения основной задачи на контроль задачи на игнорирование («только не промахнись», «только не обращая внимания на…»). Подход к решению поставленных задач опирается на теоретическую концепцию В. М. Аллахвердова. Для проверки выдвинутых гипотез будет проведена серия экспериментальных исследований. В качестве основной задачи будет использована задача простого сенсомоторного научения, основанная на оценке временных интервалов.

Избирательность внимания в ситуации когнитивного конфликта: диссоциация маркеров совершения ошибки и ее осознания

РФФИ № 15-06-07417, 2015-2017, руководитель — Четвериков А.А.

Для решения фундаментальной проблемы селекции информации в ситуации когнитивного конфликта в проекте планируется исследование феномена диссоциации осознания ошибок и маркеров их совершения. Неосознание ошибок в присутствие маркеров их совершения демонстрирует, что при принятии ошибочного решения произошла селекция информации, в результате чего информация, не согласующаяся с принятым решением, осталась неосознанной.

Однако на данный момент в литературе отсутствуют модели, которые бы давали адекватное описание причин данного процесса и механизмов, его обеспечивающих. В серии исследований планируется сравнение нейрофизиологических и бихевиоральных характеристик правильных и ошибочных ответов в ситуации высокого и низкого когнитивного конфликта. Особое внимание уделяется решению вопроса о причинах неосознания совершаемых ошибок при наличии их нейрофизиологических и поведенческих маркеров. Эти причины могут состоять в: а) подавлении вниманием; б) когнитивном конфликте и в) конфликте, а поэтому и подавлении.

Проверяется ряд предположений:

(1) как нейрофизиологические, так и бихевиоральные маркеры совершения ошибки отражают наличие когнитивного конфликта, а не совершение ошибки как таковой; (2) степень выраженности когнитивного конфликта связана с работой внимания, определяющего использование механизмов подавления: чем сильнее выражен когнитивный конфликт, тем больше вероятность того, что для его разрешения будут использованы механизмы подавления, связанные с работой внимания; (3) отсутствие осознания ошибки может быть обусловлено тем, что произошло подавление большей части информации, относящейся к правильному ответу.

Завершённые проекты

Имплицитное научение

Эта группа исследований посвящена тому, как человек неосознанно научается и влиянию на это различных факторов, например, обратной связи и социального окружения. В исследованиях по этому направлению активно применяется вычислительное моделирование. В этом направлении активно работают исследователи: Н.В. Морошкина, И.И. Иванчей, А.Д. Карпов, И.В. Овчинникова, Р.В. Тихонов.

Механизмы имплицитного научения в условиях социального влияния

РГНФ № 15-36-01355, 2015-2017, руководитель — Морошкина Н.В.

Проект посвящён исследованию протекания процессов имплицитного научения в социальном контексте. Планируется изучение влияния мнения группы на формирование, проявление и сохранение имплицитных перцептивных категорий по сравнению с самостоятельным индивидуальным выполнением задания. Проблема специфичности функционирования психики в социальном контексте обсуждается в самых широких кругах наук о человеке: от социальной психологии до нейробиологии. Однако в большинстве работ исследуется изменение мнения индивида относительно единичных стимулов. В данном проекте планируется оценить, возможно ли изменение имплицитно усвоенных категорий под влиянием мнения группы. Роль данного фактора будет исследоваться как в формировании имплицитного знания, так и в его переносе на классификацию новых объектов. В результате проекта будут описаны механизмы влияния социальных факторов на протекание неосознаваемых процессов. Будет описана их специфичность и место в общей архитектуре когнитивной системы человека. В случае если будет показана специфичность социального влияния даже на уровне неосознаваемых когнитивных процессов, это будет важным шагом вперёд в данной области. Результаты проекта будут представлены в виде серии статей в рецензируемых журналах, а также на российских и международных научных конференциях. В ходе проекта будут разработаны материалы для проведения исследований в области социальной перцепции (база стимулов), которые также будут обнародованы

Завершённые проекты

Ложные воспоминания

В этом направлении исследуется то, как формируются воспимания о событиях, которые никогда не происходили на материале иллюзий памяти, экспериментов с ложной обратной связью и при социальном взаимодействии. По данному направлению регулярно защищаются выпускные квалификационные работы . В этом направлении активно работают исследователи: В.А. Гершкович, М.И. Нелюбов.

Завершённые проекты

Работа сознания с противоречиями

Изучение работы сознания с противоречиями важно потому, что сознание стремится к построению непротиворечивой картины мира. Среди исследований по этому направлению многие посвящены изучению внимания и восприятия, в том числе на материале зрительных иллюзий, многозначных изображений, задач, индуцирующих “слепоту к изменениям” и задач в парадигме негативного прайминга. В этом направлении активно работают исследователи: В.М. Аллахвердов, В.Ю. Карпинская, М.Г. Филиппова, М.Б. Кувалдина, А.С. Стародубцев, Д.И. Костина.

Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации

РФФИ № 17-06-01014, 2017-2019, руководитель — Филиппова М.Г.

Цель проекта — развитие концепции торможения неосознаваемых значений многозначной информации в соответствии с тремя аспектами. Эти аспекты подразумевают доказательство возможности независимого влияния осознаваемых и неосознаваемых значений двойственных стимулов на когнитивную деятельность человека, решение вопроса о существовании динамики процесса торможения (предполагающей переход неосознаваемых значений в стадию активации при смене контекста), а также обсуждение смысла торможения неосознаваемых значений, который мы видим в усилении конкретизации осознаваемого значения. Предлагается рассмотреть данные аспекты с точки зрения модели негативного выбора В.М. Аллахвердова, что, согласно нашим представлениям, позволит: 1) доказать необходимость специальной маркировки как осознаваемых, так и неосознаваемых значений многозначности; 2) снять противоречия в вопросе о том, что происходит с неосознаваемыми значениями; 3) обосновать авторское понимание смысла торможения конкурирующих значений, переформулировав данную проблему из традиционной «селекции для действия» в «селекцию для понимания». Эвристичность используемого подхода мы видим в возможности сглаживания противоречий и объединения достоинств нескольких парадигм. Новизна данного подхода обусловлена как самой постановкой проблемы (с упором на позитивный смысл процесса торможения), так и спецификой используемых методов, опирающихся на современные экспериментальные парадигмы, но при этом являющихся авторскими разработками, не имеющих прямых аналогов. Планируя данное исследование, мы полагаемся на простые, но остроумные приемы, используя в качестве стимульного материала двойственные изображения с конкурирующими смысловыми интерпретациями. С помощью этих приемов в ходе реализации проекта будут экспериментально проверены выдвигаемые теоретические положения.

Завершённые проекты

  • Восприятие и переработка противоречивой информации (РФФИ № 14-06-00302,  2014-2016), руководитель — Аллахвердов В.М.
  • Психологические и психофизиологические составляющие избирательного внимания в процессе восприятии многозначной информации (РФФИ № 14-06-00374а,  2014-2016), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Переключение пространственного внимания, связанного и не связанного с движениями глаз, в задаче, индуцирующей “слепоту к изменениям” (РФФИ № 15-06-09321а2, 2015-2016), руководитель — Карпинская В.Ю.
  • Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности (НИР СПбГУ №  0.38.518.2013, 2013-2015).
  • Динамика работы тормозных механизмов в процессе восприятия полисемии (НИР СПбГУ № 8.23.462.2012, 2012), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Формирование образа цели как фактор остановки зрительного поиска (грант факультета психологии СПбГУ № 8.23.466.2012, 2012), руководитель — Кувалдина М.Б.
  • Исследование восприятия многозначной информации на примере двойственных изображений (РФФИ № 08-06-00397, 2008-2010), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Осознаваемые и неосознаваемые компоненты восприятия многозначных изображений (Грант Президента РФ № МК-3531.2008.6, 2008-2009), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Влияние усложнения задания на процесс интерференции (РГНФ № 06-06-00417а, 2006-2008), руководитель — Карпинская В.Ю.
  • Эффекты неосознаваемого последействия при восприятии многозначных и иллюзорных стимулов (РГНФ № 10-06-00390а, 2010-2012), руководитель — Карпинская В.Ю.
  • Пороги осознания при обнаружении, различении и опознании многомерных зрительных стимулов (РФФИ № 10-06-00482а, 2010-2011), руководитель — Карпинская В.Ю.

Метакогниции

Это направление посвящено исследованию ряда феноменов, связанных с оценкой собственной конитивной деятельности (то есть, в узком смысле — результата выполнения задачи): степень уверенности, эмоциональная оценка, процесс принятия решения.

Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач

РФФИ № 17-06-00473, 2017-2019, руководитель — Аллахвердов В.М.

Цель проекта — проверка гипотезы о возможности переноса субъективного сигнала о правильности решения с одной когнитивной задачи на другую, не имеющую прямой связи с первой, но решаемую одновременно с ней. Предполагается, что поступающий в сознание сигнал о правильности решения может быть неспецифичен, то есть  не привязан к конкретной задаче и не позволяет узнать, какая именно задача решена. Проект опирается на оригинальную концепцию сознания руководителя проекта и предполагает экспериментальную проверку нескольких следствий, вытекающих из идеи о существовании субъективного эмоционального сигнала. Результаты исследования позволят проверить предположения о возможности влияния решения неосознаваемой задачи на успешность решения осознаваемой (основной) задачи, о возможности переноса субъективной уверенности в правильности решения на задачи разных типов, о возможности переноса сигнала на сами стимулы когнитивных задач, а также описать способы повышения доверия субъекта неспецифическому эмоциональному сигналу. Результаты исследования помогут точнее описать процессы научения (в частности, имплицитного научения), позволят приблизиться к пониманию природы возникновения ошибок и творческих открытий (инсайта) в когнитивной деятельности, а также к пониманию проблемы возникновения субъективных переживаний и осознанности в целом. Ценность разрабатываемого подхода мы видим также в том, что он сужает существующий сегодня объяснительный разрыв в понимании трудной проблемы сознания до проблемы возникновения субъективно переживаемых эмоциональных оценок.

Завершённые проекты

  • Механизмы субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач (РГНФ 12-36-01294а2, 2012-2014), руководитель — Филиппова М.Г.
  • Эмоциональная оценка объекта как имплицитная память о сделанном выборе (РГНФ № 12-36-01298а2, 2012-2013), руководитель — Четвериков А.А.
  • Комплексное исследование механизмов внимания и принятия решений (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2010-2012).
  • Феномен сверхуверенности: влияние когнитивного бессознательного на эффективность принятия решений (ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», 2010-2012).
  • Роль неосознаваемого восприятия в процессе опознания и принятия решений (РГНФ № 05-06-06034а, 2005-2006).

Методология психологических исследований

Часть исследований группы посвящено методическим и методологическим проблемам психологических и когнитивных исследований.

Завершённые проекты