Маргарита Георгиевна Филиппова

ОбразованиеПубликации | Гранты | Награды

filippovaНаучный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ, кандидат психологических наук

box4fox@yandex.ru

Научные интересы: когнитивная и экспериментальная психология, сознание, неосознаваемое восприятие, восприятие многозначной информации, экспериментальная парадигма прайминга, лексическое решение, психофизиологические корреляты негативного прайминга.

Образование и степени

  • 2006 – защита кандидатской диссертации “Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений”.
  • 2003-2006 – аспирантура факультета психологии СПбГУ.
  • 1998-2003 – обучение на факультете психологии СПбГУ, диплом специалиста-психолога.

Основные публикации

  • Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Морошкина Н.В., Науменко О.В., Тухтиева Н.Х., Филиппова М.Г. Эвристический потенциал концепции Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 24-34.
  • Филиппова М.Г., Морошкина Н.В. Осознаваемая и неосознаваемая многозначность: два вида когнитивного контроля // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 37-55.
  • Четвериков А.А., Филиппова М.Г., Чернов Р.В. Влияние интерпретации и узнавания объекта на его аффективную оценку: утка-белка, воспринимаемая как белка, мало чем отличается от белки обычной // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 1. С. 66-85.
  • Филиппова М.Г., Чернов Р.В. Психологические и психофизиологические корреляты восприятия двойственных изображений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 21-33.
  • Filippova M.G. Does unconscious information affect cognitive activity?: A study using experimental priming // Spanish Journal of Psychology. 2011. Т. 14. № 1. С. 20-36.
  • Филиппова М.Г., Чернов Р.В., Мирошников С.А. Вытеснение угрожающей информации: изучение возможности измерения неосознаваемого страха // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2010. Вып.1.
  • Филиппова М.Г. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты восприятия многозначных изображений. // Психологические исследования: Сб. научных трудов / Под ред. А.Ю.Агафонова, В.В.Шпунтовой.  Самара: Универс-групп, 2009. Вып. 7. С. 73-91.
  • Филиппова М.Г., Чернов Р.В., Мирошников С.А. Восприятие полисемии: когда происходит выбор значения, подлежащего осознанию? // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2009. Вып.2. С. 261-271.
  • Филиппова М.Г. Восприятие без осознания и целесообразность его участия в психодиагностическом исследовании // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, Сер. 12. 2008. Вып.2. С. 101-108.
  • Филиппова М.Г. Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. СПб.: Изд-во «Лема», 2006. 20 c.
  • Филиппова М. Г. Исследование неосознаваемого восприятия (на материале многозначных изображений) // Аллахвердов В. М. и коллеги. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, июнь, 2006. С. 165-187.
  • Наследов А. Д., Филиппова М. Г. Двойственные изображения: не видим или видим, но не осознаем? // Фундаментальные проблемы психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 204-212.

Гранты

  • Позитивный смысл торможения конкурирующих интерпретаций при восприятии многозначной информации (РФФИ № 17-06-01014, 2017-2019), руководитель.
  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ № 17-06-00473, 2017-2019), исполнитель.
  • Избирательность внимания в ситуации когнитивного конфликта: диссоциация маркеров совершения ошибки и ее осознания (РФФИ № 15-06-07417, 2015-2017), исполнитель.
  • Восприятие и переработка противоречивой информации (РФФИ, № 14-06-00302а, 2014-2016), исполнитель.
  • Психологические и психофизиологические составляющие избирательного внимания в процессе восприятии многозначной информации  (РФФИ, № 14-06-00374а,  2014-2016), руководитель.
  • Закономерности работы сознания в процессах познания (НИР из средств СПбГУ № 8.38.287.2014, 2014-2016), исполнитель.
  • Восприятие и переработка противоречивой информации (РФФИ № 14-06-00302, 2014-2016), исполнитель.
  • Механизмы субъективной оценки эффективности решения когнитивных задач (РГНФ 12-36-01294а2, 2012-2014), руководитель.
  • Психофизиологические маркеры ментальных пространств, актуализующихся в ходе разных видов интеллектуальной деятельности (НИР СПбГУ № 8.38.303.2014, 2014-2015), исполнитель.
  • Динамика работы тормозных механизмов в процессе восприятия полисемии (НИР СПбГУ № 8.23.462.2012, 2012), руководитель.
  • Осознаваемые и неосознаваемые компоненты восприятия многозначных изображений (Грант Президента РФ № МК-3531.2008.6, 2008-2009), руководитель.
  • Исследование восприятия многозначной информации на примере двойственных изображений (РФФИ № 08-06-00397, 2008-2010), руководитель.
  • Создание информационной системы “Экспериментальные исследования в психологии” (РГНФ № 08-06-12117в, 2008-2009), исполнитель.
  • Вытеснение угрожающей информации: изучение возможности измерения неосознаваемого страха (РГНФ № 08-06-00489а, 2008-2010), исполнитель.
  • Разработка метода исследования неосознаваемого содержания мотивационной структуры личности (РФФИ № 07-06-00269, 2007-2008), исполнитель.
  • Роль неосознаваемого восприятия в процессе опознания и принятия решений (РГНФ № 05-06-06034а, 2005-2006), исполнитель.
  • Применение методологии “прайминга” в психодиагностических исследованиях (Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга № М06-1.8К-4, 2006), руководитель.
  • Процесс осознания как этап при решении сенсорно-перцептивных задач (РГНФ № 04-06-0030а1, 2004-2006), исполнитель.
  • Влияние неосознанно воспринятой информации на решение сенсорно-перцептивных задач (Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга № М04-1.8К-21, 2004), руководитель.
  • Влияние неосознаваемого контекста на решение когнитивных задач (Федеральное Агентство по образованию № А04-1.4.-29, 2004), руководитель.

Награды

  • 2005-2006 – Специальная государственная стипендия Правительства Российской Федерации аспирантам государственных образовательных учреждений.