Виктор Михайлович Аллахвердов

Образование | Преподавание | Публикации | Гранты | Награды
Орг. конференций | Членство в проф. сообществах | Записи лекций Другое

Виктор Михайлович Аллахвердов

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук

vimiall@gmail.com

Научные интересы: теоретическая психология, методология психологических исследований, сознание и познавательные процессы, когнитивная психология, игровые методы обучения, культурология.

Образование и степени

  • 1995 – присвоение звания профессора.
  • 1994 – защита докторской диссертации “Опыт теоретической психологии”.
  • 1984-1986 – докторантура факультета психологии ЛГУ.
  • 1974 – защита кандидатской диссертации “Исследование закономерностей возникновения ошибок при оперативных преобразованиях информации”.
  • 1971-1974 – аспирантура факультета психологии ЛГУ.
  • 1967-1971 – обучение на факультете психологии ЛГУ, диплом специалиста-психолога.
  • 1965-1966 – 3 семестра математико-механического факультета Ленинградского государственного университета (в качестве вольнослушателя).
  • 1965-1967 – 2 курса электротехнического факультета Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.

Сертификаты:

  • По инновационным педагогическим методам (Оксфорд, Англия, 2005).
  • По медиации при разрешении конфликтов Российско-Американской программы по конфликтологии (1991).
  • По транзактной психологии (1988).

Преподавание

С 1997 года преподаёт в Санкт-Петербургском государственном университете, с 2007 – заведующий кафедрой общей психологии. Читаемые курсы:

  • Методологические основы психологии.
  • Экспериментальная психология сознания.
  • Теоретическая психология сознания.
  • История психологии (для аспирантов).
  • Введение в профессию.

С 1990 г. – чтение лекций в различных вузах Санкт-Петербурга и других регионов России, в том числе, чтение курса “Экспериментальная психология сознания” в качестве приглашенного профессора на факультете психологии МГУ (2002 г.). Лекции в филиалах факультета психологии СПбГУ: в Берлине (2000-2002) и Риме (2001, 2008); на факультете психологии в Университете Хоффстра (Нью-Йорк, 2003).

Основные публикации

Общее количество – более 150

Монографии:

  • Аллахвердов В.М. Размышления о науке психологии с восклицательным знаком. СПб., 2009.
  • Аллахвердов В.М. и др. Экспериментальная психология познания: когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
  • Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Речь, 2003.
  • Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: ДНК, 2001.
  • Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. Экспериментальная психологика. СПб.: ДНК, 2000.
  • Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии (в жанре научной революции). СПб.: Печатный двор, 1993.

Статьи в научных журналах:

  • Аллахвердов В.М. Постановка проблем и формулировка гипотез в психологическом исследовании // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 70, C. 4. URL: http://psystudy.ru.
  • Стародубцев А.С., Аллахвердов В.М. Запоминание противоречивой информации в свете гипотезы о неосознаваемом поиске разрешения противоречий // Экспериментальная психология. 2020. Том. 13, № 1. С. 20-34.
  • Филиппова М.Г., Аллахвердов В.М. Конкретизация выбранного смысла в процессе восприятия двойственных изображений // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 2. С. 355–366. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-2-356-366.
  • Аллахвердов В.М. Сознание. Поиск путей решения вечных проблем (Часть 1, Часть 2)  //Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. 2019. №. 3.
  • Стародубцев А.С., Аллахвердов В.М. Влияние установки о наличии конфликтных стимулов в тесте Струпа на величину интерференции // Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2017. Т. 7. № 2. С. 137-153.
  • Аллахвердов В.М. Психологические школы Москвы и Петербурга — от противостояния к дружбе // Национальный психологический журнал. 2016. № 3(23). С. 36-44.
  • Науменко О.В., Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Филиппова М.Г., Костина Д.И. Создание нового контекста как способ решения творческой задачи // Современные исследования интеллекта и творчества. Сер. «Экспериментальные исследования» Москва, 2015. С. 80-92.
  • Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Морошкина Н.В., Науменко О.В., Тухтиева Н.Х., Филиппова М.Г. Эвристический потенциал концепции Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 24-34.
  • Аллахвердов В.М. Как сознание выбирает одно значение из многих возможных? // Петербургский психологический журнал. 2015. № 13. С. 1-13.
  • Аллахвердов В.М., Иванов М.В. Когнитивные механизмы, обеспечивающие культурное воздействие и формирующиеся под воздействием культуры // Нейронаука в психологии, образовании, медицине. Сборник статей Международной научной конференции. 2014. С. 122-128.
  • Аллахвердов В.М. За границей осознаваемого. Радикальный когнитивизм о некоторых пределах нашей способности обработки информации // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 72-80.
  • Аллахвердов В.М. Сознание, научение и контроль: вперед к теории (доклад) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 41-51.
  • Аллахвердов В.М., Аллахвердов М.В. Феномен Струпа: интерференция как логический парадокс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 90-102.
  • Волков Д.Н., Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Кувалдина М.Б., Морошкина Н.В., Медников С.В., Андриянова Н.В. Коррекция когнитивных ошибок у спортсменов высокой квалификации // Спортивный психолог. 2013. № 1. С. 32.
  • Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Аллахвердов В.М., Иванчей И.И., Морозов М.И., Карпинская В.Ю., Кувалдина М.Б., Волков Д.Н. Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. № 3. С. 43-54.
  • Аллахвердов В.М. Зачем психологии нужны правила игры в науку // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 2-17.
  • Аллахвердов В.М. Сквозь методологические тернии к светлому теоретическому будущему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 4. С. 14-18.
  • Аллахвердов В.М. Когнитивная психология сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 50-59.
  • Аллахвердов В.М. Предисловие. Когнитивная психология на перепутье // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 3-5.
  • Аллахвердов В.М. Типология теоретических исследований в психологии: когнитивный подход // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 2. С. 6-16.
  • Аллахвердов В.М. Симфоническая мощь сознания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2011. № 2. С. 9-20.
  • Аллахвердов В.М. От «методологического одичания» психологов к светлому теоретическому будущему // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 4. С. 61-67.
  • Аллахвердов В.М. Где мы? Откуда мы? Куда мы идём? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 76-89.
  • Аллахвердов В.М., Бернацкий Г.Г., Гусева Е.А., Иванов М.В., Карицкий И.Н., Петренко В.Ф. Слово об Анатолии Соломоновиче Кармине // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 2. С. 158-165.
  • Allakhverdov V.M., Gershkovich V.A. Does consciousness exist? -In what sense? // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Т. 44. № 4. С. 340-347.
  • Allakhverdov V.M. The Role of Consciousness in Human Cognitive Activity Psychology in Russia: State of the Art // Scientific Yearbook. (Ed. By Zinchenko & Petrenko). M., Russian Psychological Society, 2009. Pp. 124-140.

Гранты

  • Психологические закономерности обработки многозначной информации: процессы формирования устойчивости значений и их последействие (РФФИ № 18-00-00644, 2018-2020), руководитель.
  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ №17-06-00473, 2017-2019), руководитель.
  • Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека  (РГНФ №16-06-00858, 2016-2018), руководитель.
  • Закономерности работы сознания в процессах познания (НИР СПбГУ № 8.38.287.2014, 2014-2016), руководитель.
  • Восприятие и переработка противоречивой информации (РФФИ № 14-06-00302, 2014-2016), руководитель.
  • Роль осознаваемого и неосознаваемого в когнитивной деятельности (РГНФ № 13-06-0053, 2013-2015), руководитель.
  • Ценностные ориентации личности в историко-психологическом и когнитивном контекстах (РГНФ № 13-06-00638, 2013-2015), исполнитель.
  • Разработка методов развития концентрация внимания и коррекции ошибок у высококвалифицированных спортсменов — исследование по договору с ФГУП Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека» (2012), руководитель.
  • Неосознанная регистрация ошибок при решении когнитивных задач (РФФИ № 11-06-00287а, 2011-2013), руководитель.
  • Закономерности возникновения ошибок в когнитивной деятельности (РФФИ № 08-06-00199а, 2008-2010), руководитель.
  • Грант на издание книги П. Жане «Психический автоматизм» (РГНФ, 2008), руководитель.
  • Осознание как когнитивный процесс и его роль в социальном взаимодействии (РГНФ № 07-06-00329а, 2007-2009), руководитель.
  • Исследование роли сознания в когнитивной деятельности человека (НИР СПбГУ № 8.0.55.2006, 2006-2010), руководитель.
  • Когнитивная деятельность по преодолению ситуации неопределенности (РФФИ № 05-06-80384, 2005-2008), руководитель.
  • Процесс осознания при решении сенсорно-перцептивных задач (РГНФ № 04-06-00301а, 2004-2006), руководитель.
  • Гранты на проведение III Всероссийского съезда психологов (РГНФ и Института «Открытое общество», 2003), руководитель.
  • Моделирование работы сознания в процессах научения и заучивания (РФФИ № 02-06-80492, 2002-2004), руководитель.
  • Грант на проведение конференции «Личность в исторической психологии» (РФФИ, 2002), руководитель.
  • Разработка критериев психологической экспертизы детских игрушек (Министерство образования РФ, 2000-2002).
  • Изучение отношения населения к особо охраняемым природным территориям (WWF, 1996).

Награды

  • 2009 – премия СПбГУ «За научные труды».
  • 2008 – диплом Министерства образования за научное руководство студенческой работой, отмеченной медалью Министерства образования и науки РФ по итогам открытого конкурса на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в вузах РФ.
  • 2005 – 1-е место в рейтинге «Психологической газеты» самых известных психологов России.
  • Многократно награждался грамотами РПО, студенты многократно удостаивали звания «Лучшей преподаватель Зимней психологической школы СПбГУ» и т.д.
  • 2004 – награжден знаком «Почетный работник высшей школы России».
  • 2003 – победитель национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект в научной психологии» (за книгу «по океану бессознательного к таинственному острову сознания»).
  • 2001 – победитель конкурса Санкт-Петербургского психологического общества на лучшую научно-популярную книгу по психологии (за книгу «Психология искусства»)
  • 2000 – лауреат национального психологического конкурса «Золотая психея» в номинации «Лучший проект в научной психологии» (за книгу «Сознание как парадокс»).
  • 1999 – действительный член Академии гуманитарных наук.
  • 1999 – лауреат премии СПбГУ «За педагогическое мастерство».
  • 1997 – Почетная грамота Министерства путей сообщения РФ.
  • 1988 – медаль Челябинского политехнического института за разработки в области игровых методов обучения.
  • 1984 – награжден Министром путей сообщения СССР именными часами.
  • 1981 – Почетная грамота Министерства высшего образования РСФСР.

Организация конференций

  • Зам. председателя организационного комитета Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2015» (Санкт-Петербург, 2015).
  • Председатель программного комитета Международной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2009» (Санкт-Петербург, 2009).
  • Зам. председателя оргкомитета Второй международной конференции по когнитивной науке (Санкт-Петербург, 2006).
  • Председатель программного комитета III Всероссийского съезда психологов (Санкт-Петербург, 2003).
  • Председатель оргкомитета конференции “Личность в исторической психологии” (Санкт-Петербург, 2002).
  • Председатель оргкомитета конференции “Пути развития отечественной игрушки” (Санкт-Петербург, 2001).
  • Председатель оргкомитета конференции “Психологическая служба в техническом вузе” (Санкт-Петербург, 1981).

Членство в профессиональных сообществах

  • 2008 г.-н.в. – член совета Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований.
  • Член редакционных советов многих журналов, среди которых: Методология и история психологии (зам. гл. ред.); Вестник Санкт-Петербургского университета, серия «Психология и социология»; Integrative Physiological and Behavioral Science, серия «Психология сознания» в Северо-западном отделении издательства «Наука» (гл. ред.).
  • 2003 г.-н.в. – Председатель Экспертного совета Российского психологического общества.
  • 2001 г.-н.в. – член Экспертного совета Российского гуманитарного научного фонда.
  • 2000-2007 – член Экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований.
  • 2000-2007 – Вице-президент Российского психологического общества (РПО).
  • 1997 г.-н.в. – Президент Санкт-Петербургского психологического общества (СПбПО).
  • 1971-1973 – Президент студенческого клуба «Леонардо» факультета психологии ЛГУ.

Открытые лекции

Другая деятельность

  • 2005-2006 – участие в психологическом проекте с футбольным клубом «Зенит».
  • 1992-2002 – оргконсультирование.
  • 1991-1994 – участие в программе «Человек-космос-культура».
  • 1991-1993 – разрешение конфликтов путем переговоров в процессе приватизации.
  • 1990-1993 – исследование социальных последствий экологических катастроф.
  • 1989-1996 – разработка стратегии предвыборных кампаний и формирование имиджа кандидатов.
  • 1975-1989 – надежность человека в технических системах (по заказам железнодорожных, химических, космических организаций).
  • 1984-1997 – разработка программ психологических тренингов по повышению психологической компетентности, формированию команд, совершенствованию внутриорганизационной культуры.
  • 1980-1988 – создание психологической службы в организациях.
  • 1975-1997 – сотрудник кафедры прикладной психологии Санкт-Петербургского университета путей сообщения: 1975 – 1977 – ст. научный сотрудник, с 1977 – доцент, с 1995 г. – профессор, с 1981 – заведующий кафедрой.