Надежда Владимировна Морошкина

Образование | Преподавание | Публикации | Гранты | Награды | Орг. конференций

Старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, кандидат психологических наук

n.moroshkina@spbu.ru

Научные интересы: когнитивная психология, экспериментальная психология, сознательный контроль и неосознаваемые когнитивные процессы, имплицитное научение и память, восприятие лиц, восприятие иллюзий и многозначной информации, исследование научного мышления.

 

 

Образование и степени

  • 2006 – защита кандидатской диссертации “Осознаваемые и неосознаваемые компоненты принятия решения в процессе научения (на примере простейших вычислительных задач)”.
  • 2005-2006 – повышение квалификации. Мастерская тренинговой работы в НОУДПО Институт практической психологии «Иматон».
  • 2002-2006 – аспирантура факультета психологии СПбГУ.
  • 1996-2002 – обучение на факультете психологии СПбГУ, диплом специалиста-психолога.

Преподавание

С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургском государственном университете, читаемые курсы:

  • Экспериментальная психология.
  • Основы когнитивной психологии.
  • Когнитивная психология.
  • Дизайн психологического исследования.

Основные публикации

  • Gershkovich V., Moroshkina N., Kulieva A. Is It Bad to Control Too Much? The Effect of the Regulatory Focus on the Estimation of Short Time Intervals under Competitive Pressure // Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2020. Vol. 17. N 3. pp. 577-591. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-3-577-591.
  • Ammalainen A., Moroshkina N. The effect of true and false unreportable hints on anagram problem solving, restructuring, and the Aha!-experience // Journal of Cognitive Psychology. 2020. DOI: 10.1080/20445911.2020.1844722.
  • Морошкина Н.В., Аммалайнен А.В., Савина А.И. В погоне за инсайтом: современные подходы и методы измерения инсайта в когнитивной психологии // Психологические исследования. 2020. Т. 13 (74). С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n74/1814-moroshkina74.html.
  • Ivanchei I., Moroshkina N., Tikhonov R., Ovchinnikova I. Implicit learning in attractiveness evaluation: The role of conformity and analytical processing // Journal of Experimental Psychology: General. 2019. Vol. 148(9). pp. 1505–1516. DOI: 10.1037/xge0000633.
  • Savina A., Moroshkina N. Is It Possible to Read Other People’s Confidence While Testing Their Implicit Learning? // The Russian Journal of Cognitive Science. 2019. Vol. 6(4). pp. 39–49.
  • Ammalainen A.V., Moroshkina N.V. When an Error Leads to Confidence: False Insight and Feeling of Knowing in Anagram Solving // Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. N 4. pp. 774–783. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-4-774-783.
  • Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Кулиева А.К., Наследов А.Д. Адаптация опросника Е.Т. Хиггинса на диагностику фокуса регуляции на русскоязычной выборке // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 318-340.
  • Ivanchei I., Moroshkina N. The effect of subjective awareness measures on performance in artificial grammar learning task // Consciousness and Cognition. 2018. Vol. 57. pp. 116-133.
  • Морошкина Н.В., Евлампиев Л.В., Халимон О.В. Влияние дополнительной моторной задачи на оценку коротких временных интервалов // Петербургский психологический журнал. 2018. № 24. С. 63-99.
  • Тихонов Р.В., Аммалайнен А.В., Морошкина Н.В. Многообразие метакогнитивных чувств: разные феномены или разные термины? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. № 3. C. 214-242.
  • Морошкина Н. В., Иванчей И. И., Тихонов Р. В., Карпов А. Д., Овчинникова И. В. Разработка и апробация «Российской базы Нейтральных и Улыбающихся женских лиц (“RuNeS Faces”)» // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. №. 2. С. 34-49.
  • Тихонов Р.В., Морошкина Н.В.  Имплицитное научение в условиях диадного взаимодействия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 4. C. 75-87.
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Типология эмпирических исследований в психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С.  80-99.
  • Морошкина Н.В., Карпов А.Д. Роль когнитивного стиля «импульсивность/рефлексивность» в имплицитном научении (на примере задач социальной перцепции) // Экспериментальная психология. 2015. Том 8. № 4. С. 61–76. doi:10.17759/exppsy.2015080405.
  • Морошкина Н.В., Иванчей И.И., Карпов А.Д., Овчинникова И.В. Логический и интуитивный режимы познавательной деятельности в исследованиях имплицитного научения // Современные исследования интеллекта и творчества Сер. «Экспериментальные исследования» Москва, 2015. С. 65-79.
  • Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Морошкина Н.В., Науменко О.В., Тухтиева Н.Х., Филиппова М.Г. Эвристический потенциал концепции Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 24-34.
  • Филиппова М.Г., Морошкина Н.В. Осознаваемая и неосознаваемая многозначность: два вида когнитивного контроля // Сибирский психологический журнал. 2015. № 56. С. 37-55.
  • Карпов А.Д., Морошкина Н.В. Роль имплицитного научения при оценке психологических качеств другого человека по его фотоизображению. // Лицо человека в науке, искусстве и практике / отв. ред. К. И. Ананьева, В. А. Барабанщиков, А. А. Демидов — М.: Когито-Центр, 2014, глава 6, с. 93-106.
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 14-24.
  • Иванчей И.И., Морошкина Н.В. Взаимодействие имплицитных и эксплицитных знаний при научении искусственным грамматикам // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 32. С. 2.
  • Морошкина Н.В. Влияние конфликта имплицитных и эксплицитных знаний субъекта на результаты научения в задаче классификации // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 3. С. 62-73.
  • Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Аллахвердов В.М., Иванчей И.И., Морозов М.И., Карпинская В.Ю., Кувалдина М.Б., Волков Д.Н. Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. № 3. С. 43-54.
  • Морошкина Н.В. Проявление эффекта генерации при узнавании лиц в условиях полного и частичного предъявления // В книге: Лицо человека как средство общения Барабанщиков В.А., Демидов А.А., Дивеев Д.А. Междисциплинарный подход. Московский институт психоанализа. Москва, 2012. С. 85-93.
  • Морошкина Н. В., Иванчей И. И. Имплицитное научение: исследование соотношения осознаваемых и неосознаваемых процессов в когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. Т. 7. № 4. С. 109-131.
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А., Иванчей И.И., Морозов М.И. Влияние структуры вознаграждения на выполнение сенсомоторных навыков // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв. ред. В.А. Барабанщиков. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 239-244.
  • Иванчей И.И. Морошкина Н.В. Измерение осознанности. Старая проблема на новый лад. // Когнитивная психология сознания: Сборник статей / Под ред. В.М. Аллахвердова и О.В. Защиринской, СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 39-53.
  • Moroshkina N.V. Conscious Control of Inattention in Task-Switching // Journal of Russian and East European Psychology// Empirical Study of Consciousness. May-june 2010/ vol. 48, N.3, pp. 81–95.
  • Аллахвердов В.М., Морошкина Н.В. Методологическое своеобразие отечественной психологии (обзор материалов “Ананьевских чтений — 2009”) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 116-126.
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 2. С. 91-100.
  • Морошкина Н.В. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты принятия решения в процессе научения (на примере простейших вычислительных задач) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб, 2006.
  • Морошкина Н.В. Сознательный контроль в задачах научения, или как научиться не осознавать очевидное // Аллахвердов и др. Экспериментальная психология познания: Когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.

Гранты

  • Роль Ага!-переживания в решении задач и сохранении приобретенного опыта (РФФИ № 20-013-00532, 2020-2023), руководитель.
  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ №17-06-00473, 2017-2019), исполнитель.
  • Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления (РФФИ №16-06-00376, 2016-2018), исполнитель.
  • Механизмы имплицитного научения в условиях социального влияния (РГНФ № 15-36-01355, 2015-2017), руководитель.
  • Закономерности работы сознания в процессах познания (НИР из средств СПбГУ № 8.38.287.2014, 2014-2016), исполнитель.
  • Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности (НИР из средств СПбГУ №  0.38.518.2013, 2013-2015), исполнитель.
  • Факторы формирования ложных воспоминаний (РГНФ № 12-36-01342, 2012-2014), исполнитель.
  • Имплицитное научение: механизмы формирования, функционирования и осознания интуитивных знаний (РФФИ № 12-06-00311, 2012-2014), руководитель.
  • Разработка методов развития концентрация внимания и коррекции ошибок у высококвалифицированных спортсменов (договор с ФГУП «Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека», 2012), исполнитель.
  • Эволюция методологических принципов научного исследования в истории психологии (РГНФ № 10-06-00429а, 2010-2012), исполнитель.
  • Эффекты неосознаваемого последействия при восприятии многозначных и иллюзорных стимулов» (РГНФ № 10-06-00390а, 2010-2012), исполнитель.
  • Нейрофизиологические, психологические и лингвистические аспекты социального взаимодействия в процессе решения когнитивных задач (РФФИ № 09-06-12022, 2009-2010), исполнитель.
  • Эксплицитное и имплицитное игнорирование в перцептивной и мнемической деятельности (РГНФ № 08-06-00627а, 2008-2010), руководитель.
  • Закономерности возникновения ошибок в когнитивной деятельности (РФФИ № 08-06-00199а, 2008-2010), исполнитель.
  • Осознание как когнитивный процесс и его роль в социальном взаимодействии (РГНФ № 07-06-00329а, 2007-2009), исполнитель.
  • Влияние усложнения задания на процесс интерференции (РГНФ № 06-06-00417а, 2006-2008), исполнитель.

Награды

  • 2011 – Победитель конкурса на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности.
  • 2009 – Лучший проект в направлении «Общая психология и психология личности» на IX международной Зимней психологической школе молодых ученых.

Организация конференций

  • Руководитель секции «Экспериментальная психология познания» на конференции “Психология XXI века”.
  • Руководитель секции по конгитивной психологии на конференции “Ананьевские чтения — 2015”.
  • Член организационного комитета Третьей международной конференции «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого» (12-14 мая 2014 года, факультет психологии СПбГУ).
  • Руководитель Всероссийской школы для молодых ученых «Современная психология: методология, парадигмы, теории (16-22 октября 2009 года, факультет психологии СПбГУ, в рамках конференции “Ананьевские чтение — 2009”).