Валерия Александровна Гершкович

Образование | Преподавание | Публикации | Гранты
Научное руководство | Награды | Орг. конф. | Другая деятельность

gershkovichДоцент кафедры общей психологии факультета психологии СПбГУ, кандидат психологических наук

v.gershkovich@spbu.ru
valeria.gershkovich@gmail.com

Научные интересы: междисциплинарные исследования по когнитивной науке, когнитивная психология, экспериментальная психология, психология памяти: забывание, иллюзии памяти, исследование роли сознательного контроля в регуляции познавательной деятельности, принятие решений в условиях дезинформации, психология научного мышления.

Образование и степени

  • 2006 – защита кандидатской диссертации “Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности”.
  • 2003-2006 – аспирантура факультета психологии СПбГУ.
  • 1998-2003 – обучение на факультете психологии СПбГУ, диплом специалиста-психолога.

Преподавание

С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургском государственном университете, читаемые курсы:

  • Экспериментальная психология.
  • Основы когнитивной психологии.
  • Когнитивная психология.
  • Современная когнитивная психология (для факультета свободных искусств и наук).
  • Методологические основы психологии.
  • Дизайн психологического исследования. Часть 2.
  • Введение в психологию (для факультета свободных искусств и наук).

Основные публикации

  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А.. Типология эмпирических исследований в психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 1. С.  80-99.
  • Аллахвердов В.М., Гершкович В.А., Карпинская В.Ю., Морошкина Н.В., Науменко О.В., Тухтиева Н.Х., Филиппова М.Г. Эвристический потенциал концепции Я.А. Пономарева // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 24-34.
  • Гершкович В.А. Влияние дезинформации на воспоминание о сделанном выборе //  Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2015. № 2 (79). С. 208-217.
  • Гершкович В.А., Гапоненко А.В. Говорим о том, что не знаем: проявление слепоты к выбору при заполнении 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2015. № 1. С. 76-84.
  • Гершкович В.А., Морозов М.И. Позитивные и негативные проявления эффекта генерации при запоминании целых и фрагментированных высказываний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 5-17.
  • Гершкович В.А., Морозов М.И. Возникновение иллюзий памяти как следствие эффекта генерации // Шестая международная конференция по когнитивной науке Тезисы докладов. Межрегиональная общественная организация «Ассоциация когнитивных исследований», Центр развития межличностных коммуникаций, Балтийский государственный университет им. И. Канта. 2014. С. 705-707.
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 14-24.
  • Нелюбов М.И.,  Гершкович В.А. Ложные воспоминания при поверхностной обработке // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 16 июня 2015 г. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2015. С. 323-328
  • Гершкович В.А., Ямщинина П.А. Угасает ли эффект дезинформации со временем: исследование на материале задачи выбора // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 16 июня 2015 г. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2015. С. 87-92
  • Урих Д.К., Гершкович В.А. Проявление сенсомоторного навыка в условиях «соревновательного стресса» // Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 16 июня 2015 г. Под ред. Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. – М.: ООО «Буки Веди», ИППиП. 2015. С. 93-98
  • Гершкович В.А., Морошкина Н.В., Аллахвердов В.М., Иванчей И.И., Морозов М.И., Карпинская В.Ю., Кувалдина М.Б., Волков Д.Н. Возникновение повторяющихся ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2013. № 3. С. 43-54.
  • Нелюбов М.И., Гершкович В.А. Влияние сознательного контроля на возникновение ложных воспоминаний // Теоретические и прикладные проблемы когнитивной психологии. М. 2013. С. 160-167
  • Гершкович В.А., Фаликман М.В. Основные направления и тенденции современной когнитивной психологии // Методология и история психологии. 2012. № 4. С. 7.
  • Гершкович В.А. Ложные воспоминания как результат сглаживания противоречия // Когнитивные исследования. Сборник научных трудов. Вып. 5 / Под ред. А.А. Кибрика, Т.В. Черниговской, А.В. Дубасовой. — М. Изд-во «ИП РАН». 2012. С. 163-177
  • Гершкович В.А. Н.В. Морошкина, И.И. Иванчей, М.И. Морозов. Исправление устойчивых ошибок с помощью метода парадоксальной интенции (на примере стрельбы по движущимся мишеням) // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. М. 2012. С.307-312
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А. И.И. Иванчей, М.И. Морозов. Влияние структуры вознаграждения на выполнение сенсомоторных навыков // Экспериментальный метод в структуре психологического знания. М. 2012. С. 239-244
  • Allakhverdov V.M., Gershkovich V.A. Does consciousness exist? -In what sense? // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2010. Т. 44. № 4. С. 340-347.
  • Гершкович В.А. Эксплицитное игнорирование в мнемической деятельности // Культурно-историческая психология / под ред. В.П. Зинченко и Мещерякова. 2009.
  • Морошкина Н.В., Гершкович В.А. Сознательный контроль в мнемических задачах и задачах научения // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2008. Вып. 2. С. 91-100.
  • Гершкович В.А. Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб.  2006.
  • Гершкович В.А. Целенаправленное игнорирование в мнемической деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб. 2006.
  • Гершкович В.А. Игнорирование как способ работы сознания с информацией. // Аллахвердов и др. Экспериментальная психология познания: Когнитивная логика сознательного и бессознательного. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006.

Гранты

  • Особенности атрибуции субъективного сигнала о правильности решения когнитивных задач (РФФИ №17-06-00473, 2017-2019), исполнитель.
  • Закономерности возникновения ошибок при выполнении сенсомоторных навыков в ситуации эмоционального давления (РФФИ №16-06-00376, 2016-2018), руководитель.
  • Роль классификации в возникновении ограничений в познавательной деятельности человека  (РГНФ №16-06-00858, 2016-2018), исполнитель.
  • Закономерности работы сознания в процессах познания (НИР СПбГУ № 8.38.287.2014, 2014-2016), исполнитель.
  • Когнитивные механизмы преодоления информационной многозначности (НИР СПбГУ № 0.38.518.2013, 2013-2015), исполнитель.
  • Факторы формирования ложных воспоминаний (РГНФ № 12-36-01342, 2012-2014), руководитель.
  • Имплицитное научение: механизмы формирования, функционирования и осознания интуитивных знаний (РФФИ № 12-06-00311, 2012-2014), исполнитель.
  • Сглаживание противоречий при формировании ложных воспоминаний (индивидуальный грант комитета по науке и высшей школе правительства Санкт-Петербурга).
  • Разработка методов развития концентрация внимания и коррекции ошибок у высококвалифицированных спортсменов (договор с ФГУП «Научно-исследовательский институт гигиены, профпатологии и экологии человека», 2012), исполнитель.
  • Эволюция методологических принципов научного исследования в истории психологии (РГНФ № 10-06-00429а, 2010-2012), исполнитель.
  • Эффекты неосознаваемого последействия при восприятии многозначных и иллюзорных стимулов (РГНФ № 10-06-00390а, 2010-2012), исполнитель.
  • Нейрофизиологические, психологические и лингвистические аспекты социального взаимодействия в процессе решения когнитивных задач (РФФИ № 09-06-12022, 2009-2010), исполнитель.
  • Эксплицитное и имплицитное игнорирование в перцептивной и мнемической деятельности (РГНФ № 08-06-00627а, 2008-2010), исполнитель.
  • Закономерности возникновения ошибок в когнитивной деятельности (РФФИ № 08-06-00199а, 2008-2010), исполнитель.
  • Влияние усложнения задания на процесс интерференции (РГНФ № 06-06-00417а, 2006-2008), исполнитель.
  • Исследование особенностей обработки запрещенной информации (Индивидуальный грант правительства Санкт-Петербурга № М05-1.8К- 97, 2005).

Работы, защищённые под научным руководством

  • Урих Д.К. (магистерская диссертация, факультет свободных искусств и наук). Проявление сенсомоторного навыка в условиях “соревновательного стресса”.
  • Смирнова А.А. (ВКР бакалавра, факультет свободных искусств и наук). Зрительный поиск слов-омонимов в контексте их разных значений.
  • Нелюбов М.И. (ВКР бакалавра, факультет психологии). Проявление эффекта ложных воспоминаний в условиях загрузки внимания.
  • Морозов М.И. (ВКР бакалавра, факультет психологии). Особенности запоминания фрагментированных стимулов.
  • Савиных Ю.В. (ВКР специалиста, факультет психологии). Формирование ложных воспоминаний о сделанном выборе (на примере оценки изображений лиц).
  • Гапоненко А.В. (ВКР бакалавра, факультет свободных искусств и наук). Стабильность самоотчетов о личностных диспозициях в условиях дезинформации.
  • Долгих А.И. (ВКР бакалавра, факультет психологии). Коррекция ложных воспоминаний после воздействия дезинформации.
  • Ямщинина П.А. (ВКР специалиста, факультет психологии). Влияние эксплицитного и имплицитного научения на подверженность слепоте к выбору.
  • Жукова А. Д. (магистерская диссертация, факультет психологии) Непроизвольное переструктурирование материала при решении мнемических задач.
  • Новикова В.А. (магистерская диссертация, факультет психологии). Научение выбору правильной ориентации художественных полотен в условиях авторского и зеркального предъявления.

Награды

  • 2013 – Премия правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности за программу учебной дисциплины “Введение в психологию”.
  • 2011 – Премия правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности за программу учебной дисциплины “Когнитивная психология”.

Организация конференций

  • Руководитель секции «Экспериментальная психология познания» на конференции “Психология XXI века”, 2016 г.
  • Руководитель секции по конгитивной психологии на конференции “Ананьевские чтения — 2015”
  • Член организационного комитета Третьей международной конференции «Имплицитное научение: взаимодействие осознаваемого и неосознаваемого» (12-14 мая 2014 года, факультет психологии СПбГУ).
  • Член оргкомитета Всероссийской школы для молодых ученых «Современная психология: методология, парадигмы, теории (16-22 октября 2009 года, факультет психологии СПбГУ, в рамках конференции “Ананьевские чтение — 2009”).

Другая деятельность

Чтение открытых лекций: