16-22 октября 2009 года на базе факультета психологии СПбГУ при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» нами была проведена Всероссийская школа для молодых ученых «Современная психология: методология, парадигмы, теории», которая состоялась в рамках традиционной научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2009».
Руководитель школы: Морошкина Н.В., ассистент кафедры общей психологии СПбГУ, к.пс.н.
Научный консультант школы: Аллахвердов В.М., заведующий кафедрой общей психологии СПбГУ, д.пс.н.
Секретарь школы: Владыкина Н.П., ассистент кафедры общей психологии СПбГУ
Цели школы:
- Объединение студентов, аспирантов, молодых преподавателей и ведущих ученых – психологов для обсуждения современного состояния психологической науки, перспектив ее развития и взаимодействия с другими дисциплинами.
- Знакомство участников школы с актуальными направлениями психологии, последними разработками в области методологии и методов психологических исследований.
- Развитие у участников навыков самостоятельного планирования и проведения научного исследования.
- Создание условий для формирования новых, в том числе междисциплинарных контактов и научных проектов.
Скачать информационное письмо школы
Скачать программу школы и конференции «Ананьевские чтения — 2009»
Итоги школы
К участию в школе приглашались студенты старших курсов, аспиранты и молодые ученые (в возрасте до 35 лет). Информация о проведении школы рассылалась по 44 вузам России, Украины, Беларуси и Узбекистана. Было получено 94 заявки. Далее проводился конкурсный отбор: анализировались проекты исследований, в которых потенциальные участники школы хотели бы принять участие. Из полученных заявок было отобрано 80. Всем иногородним участникам, нуждающимся в бронировании гостиницы (30 человек), оплачивалось проживание на время проведения школы и конференции Ананьевские чтения. Четыре человека из приглашенных восьмидесяти не смогли присутствовать на школе.
Во Всероссийской школе для молодых ученых приняло участие 89 человек, представители 31 вуза, из 17 регионов России и Украины: 76 молодых ученых, слушателей школы, и 13 лекторов. Среди слушателей оказались не только специалисты в области психологии, но и антропологи, социологи, экономисты, физиологи. В школе приняло участие 30 студентов, 23 аспиранта, 20 преподавателей, два научных сотрудника и один практикующий специалист. Все участники получили сертификаты о прохождении школы.
Занятия школы были разделены по трем направлениям: экспериментальная психология познания (куратор В.М. Аллахвердов), психология жизненных ситуаций (куратор Н.В. Гришина), наблюдение и качественные методы в психологии (куратор М.В. Осорина). Формы работы на школе: мастер-классы ведущих психологов страны, лекции, круглые столы.
Основной задачей, помимо объединения студентов, аспирантов, молодых преподавателей и ученых психологов, являлось обсуждение современного состояния психологической науки, перспектив ее развития, разработка дизайнов психологических исследований. Подобная работа предполагала развитие у участников навыков самостоятельного планирования и проведения научного исследования.
Первое направление «Экспериментальная психология познания» было представлено мастер-классами Карпинской В.Ю. «Кто есть кто? Опыт методологической самоидентификации», Морошкиной Н.В. «Наблюдение vs эксперимент: сравнительный анализ двух стратегий научного поиска», Гершкович В.А. «Проверка теорий с помощью эксперимента: искусство выведения проверяемых следствий».
В рамках второго направления «Психологии жизненных ситуаций» участники работали на мастер-классах Гришиной Н.В. «Ситуационный подход: вчера, сегодня, завтра», Маничева С.А. «Биографические методы в изучении успешности», Михалюк О.С. «Описания контекста — антропологический подход».
Третье направление «Наблюдение и качественные методы в психологии» было представлено мастер-классами Мухамедрахимова Р.Ж. «Наблюдение за программами раннего развития», Осориной М.В. «Психологический анализ изобразительных текстов», Сидоренко Е.В. «Тренинг как психологическое исследование».
После прохождения мастер-классов в каждой группе был организован мозговой штурм на тему «Разработка идеального исследовательского дизайна». Всем участникам школы было предложено написать выпускную квалификационную работу, в которой они должны были усовершенствовать дизайн исследования, предложенного в заявке. Данные работы оценивались кураторами направлений и в результате было выделено по три лучших работы в рамках каждого направления.
Победители конкурса проектов по направлению «Экспериментальная психология познания»:
- Ворожейкин Илья, аспирант 3 года обучения, ассистент факультета психологии Самарского государственного университета (г. Самара)
- Горбунова Елена, студентка 4 курса факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва)
- Ляховецкий Всеволод, младший научный сотрудник Института физиологии имени И.П. Павлова Российской академии наук (г. Санкт-Петербург)
Победители конкурса проектов по направлению «Психология жизненных ситуаций»:
- Балымов Илья, старший преподаватель Кольского филиала Петрозаводского государственного университета (г. Апатиты)
- Битюцкая Екатерина, преподаватель факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва)
- Рычкова Татьяна, магистр 2 курса факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург)
Победители конкурса проектов по направлению «Наблюдение и качественные методы в психологии»:
- Барский Филипп, преподаватель Психологического института Российской академии наук (г. Москва)
- Казакова Ирина, лаборант Военно-медицинской академии имени Кирова (г. Санкт-Петербург)
- Мотелькова Анна, аспирант 1 года обучения факультета психологии Томского государственного университета (г. Томск)
Начинали и завершали школу общие лекции для всех участников: лекция Аллахвердова В.М. «Методологические принципы научного исследования», лекция Соколовой Е.Е. «Диалектическая логика культурно-деятельностной психологии и современная методологическая ситуация в науке», лекция Зориной З.А. «Высшие формы когнитивной деятельности животных. Ч.1: Мышление животных: методы экспериментального анализа; Ч.2: Некоторые биологические предпосылки речи человека». Кроме того, состоялся круглый стол по когнитивной науке «Специфика когнитивного подхода и мультидисциплинарные исследования познания», модераторами которого выступили Аллахвердов В.М. и Черниговская Т.В.
По итогам проведения школы всем участникам было предложено заполнить анкеты обратной связи:
- Получено 47 анкет.
- Степень удовлетворенности от школы (средний балл по 5-балльной шкале) составила 4,5 балла.
- Оценка содержательности научной программы школы (средний балл по 5-балльной шкале) также составила 4,5 балла.
- Оценка уровня организации школы и работы оргкомитета (средний балл по 5-балльной шкале) составила 4,8 балла.
- При ответе на вопрос: «Хотели бы Вы приехать на школу в следующем году?» все 47 участников отвечают «да». Четыре участника уточняют, что хотели бы приехать, если программа школы будет им интересна.
- 19% участников хотели бы, чтобы школа длилась дольше по времени.
Отдельные высказывания участников о школе (из анкет обратной связи):
- «Очень насыщенная, интересная программа, стимулирующая к дальнейшему научному поиску» (преподаватель, Вологда)
- «Невероятно интересно, сильно повышает научную активность и учебную мотивацию» (магистр, СПб)
- «Высокая творческая активность преподавателей и участников, высокий интеллектуальный уровень самих участников. Актуальные темы и проблемы, конкретный инструментарий для психолога» (аспирантка, СПб)
- «Интересно. Информативно (большой объем информации). Полезно. Насыщенно. Немного сложно (мало опыта). Позитивно. Увлекает.» (не подписано)
- «Это великолепное проведение времени. Интеллектуальный праздник. Я живу в провинции и работаю вне психологического сообщества. Здесь получилось окунуться в эту атмосферу» (преподаватель, Апатиты)
- «Очень основательные знания, основывающиеся на самых новых научных достижениях» (студентка, Киев)
- «Разумеется, хотела бы приехать снова, ведь это колоссальный опыт для каждого молодого ученого» (студентка, Великие Луки)
- «Интересные контакты, погружение в науку, напряжение для ума» (аспирантка, Томск)
- «Инновационный, эффективный проект для молодых ученых, позволяющий раскрыть и развить профессиональные возможности психологов в научной и практической сфере» (аспирантка, Симферополь)
- «За эти дни я получила колоссальный объем новых знаний, умений и навыков, которые мне будут необходимы в работе. Огромный опыт за короткий период времени» (преподаватель, Уфа)
- «Очень полезно, много знаний, которые можно применить, общение с коллегами и обмен опытом. Это очень побуждает к дальнейшей деятельности, к улучшению настоящего и осуществлению новых исследований» (студентка, Дзержинск)