Основное направление исследований группы: психология сознания, оно разделяется на несколько основных тем:
- роль сознания в познавательных процессах;
- возникновение и детекция ошибок;
- инсайт и Ага!-моменты;
- имплицитное научение;
- иллюзии памяти;
- работа сознания с противоречиями;
- метакогниции;
- методология психологических исследований.
Исследования поддерживаются грантами СПбГУ и российских научных фондов (РФФИ, РГНФ, ФЦП). В исследованиях по текущим проектам можно поучаствовать.
Роль сознания в познавательных процессах
Это объединяющая тема исследований группы. В рамках этой темы ведутся как «интегрирующие» проекты, объединяющие результаты нескольких исследований по разным направлениям, так и отдельные проекты, посвящённые процессам осознания, механизмам познавательной деятельности и роли сознания в ней.
Квантование поступающей информации на дискретные единицы в процессе ее осознания
Проект РНФ № 22-28-01242 2022-2023, руководитель — Аллахвердов В.М.
В последнее время получено множество свидетельств, что поступающая информация разбивается на дискретные единицы (кванты) и только после этого осознается. Согласно концепции руководителя данного проекта (Аллахвердов, 1993, 2000, Allakhverdov et al., 2019), подготовленные к осознанию репрезентации проверяются на согласованность, и те из них, которые не могут быть непротиворечиво объединены с остальными (если, например, они содержат альтернативные интерпретации тех же данных), определенным образом маркируются, чтобы и в дальнейшем не попасть в сознание. Необходимость дискретизации связывается с процессами контроля над непротиворечивостью выбранной репрезентации в данной ситуации. В работах М. Херцога и коллег (Herzog, Kammer, Scharnowski, 2016; Herzog, Drissi-Daoudi, Doerig, 2020) также предполагается наличие дискретного кванта неосознаваемой обработки информации, длительность которого может варьироваться в зависимости от особенностей поступающей информации до нескольких сот миллисекунд. Поскольку разные методы дают разные временные оценки этого кванта, настоящее поисковое исследование посвящено выявлению факторов, влияющих на размер кванта и разработке процедур для проверки возможности произвольного изменения его величины.
В настоящее время существуют разнообразные модели, с помощью которых могут быть описаны ситуации разрешения многозначности, в которых осуществляется выбор значения. Однако до сих пор неясно, как происходит его поддержание и от каких факторов зависит его изменение. Целью проекта является описание процессов, обеспечивающих поддержание устойчивости значения, а также внутренних и внешних факторов, от которых зависит его стабилизация или смена. Проект опирается на разрабатываемую руководителем проекта концепцию сознания, в соответствии с которой сознание, сталкиваясь с неоднозначностью, стремится осознавать только одно значение, осуществляя выбор того, что осознавать, а что – нет. Предполагается, что данный выбор обладает последействием, сопровождаясь эффектами, определяющими устойчивость выбранной связи «знак-значение» или ее изменение. В задачи проекта входит экспериментальная проверка следствий, выдвигаемых из данной концепции. Результаты исследований позволят описать эффекты последействия стабилизации связи «знак-значение» при решении различных когнитивных задач и процессы, обеспечивающие динамику поддержания обозначенной связи. Будут экспериментально определены некоторые из внутренних и внешних факторов, приводящих к стабилизации или смене выбранного для осознания значения, а так же описаны ситуации, в которых стабилизация способствует избавлению от ошибок, и тех, в которых она препятствует обнаружению решения. Оригинальность предлагаемого подхода заключается в предположении наличия достаточно длительных эффектов последействия осуществленного выбора значения. Проект выполнялся в составе комплексного междисциплинарного проекта 18-00-00646К Психологические, лингвистические и нейрофизиологические закономерности обработки информации в ситуации многозначности, руководитель — Черниговская Т.В. Изучаются закономерности совершения и детекции ошибок и наблюдаемые при этом феномены, например, негативный выбор и влияние иррелевантных характеристик (смена контекста задачи, эмоциональное давление). В этом направлении активно работают исследователи: В.М. Аллахвердов, Н.В. Андриянова, В.А. Гершкович. Проект РФФИ № 20-013-00778, 2020-2022, руководитель Аллахвердов В. М. Эта группа исследований посвящена изучению когнитивного и аффективного компонентов инсайта, в частности источников и функций Ага!-переживания при решении различных когнитивных задач. В этом направлении активно работают исследователи: Н.В. Морошкина, А.В. Аммалайнен. Проект РФФИ № 20-013-00532, 2020-2023, руководитель — Морошкина Н.В. Проект направлен на изучение и описание источников формирования Ага!-переживания, а также его роли в решении задач и сохранении приобретенного опыта. Предлагается рассматривать Ага!-переживание с позиций неспецифического подхода, согласно которому метакогнитивные переживания не несут конкретной информации о своем источнике, а отражают только качественный характер происходящих в когнитивной системе процессов обработки информации. Хотя в области исследований метакогнитивных переживаний неспецифический подход развивается достаточно давно, практически не предпринималось попыток применить его к изучению Ага!-переживания. Мы предлагаем интегрировать подходы к исследованию решения задач и мнемических процессов, связав Ага!-переживание с другими метакогнитивными переживаниями, лежащими в основе иллюзий памяти (такими как чувство “Я знал это заранее!”, ложное “чувство авторства” и др.). Это позволит в том числе прояснить механизмы таких явлений, как ложный инсайт, неосознанный плагиат и ретроспективное искажение. Для достижения поставленных целей планируется создание единого методического материала для исследования мыслительных и мнемических процессов и его апробация. Будет проведена серия экспериментов, результаты которых внесут теоретический вклад как в область исследования процессов решения задач, так и в область исследований памяти. Эта группа исследований посвящена тому, как человек неосознанно научается и влиянию на это различных факторов, например, обратной связи и социального окружения. В исследованиях по этому направлению активно применяется вычислительное моделирование. В этом направлении активно работают исследователи: Н.В. Морошкина, Р.В. Тихонов. Это направление исследований посвящено тому, как формируются воспоминания о событиях, которые никогда не происходили, а также тому, какие механизмы отвечают за эффекты неосознанного плагиата, хиндсайта и др. ретроспективных искажений. В рамках этого направления также исследуется феномен слепоты к выбору и его последействие на решение последующих когнитивных задач. По данному направлению регулярно защищаются выпускные квалификационные работы под научным руководством В.А. Гершкович. Изучение работы сознания с противоречиями важно потому, что сознание стремится к построению непротиворечивой картины мира. Среди исследований по этому направлению многие посвящены изучению внимания и восприятия, в том числе на материале зрительных иллюзий, многозначных изображений, задач, индуцирующих “слепоту к изменениям” и задач в парадигме негативного прайминга. В этом направлении активно работают исследователи: В.М. Аллахвердов, В.Ю. Карпинская, М.Г. Филиппова, А.С. Стародубцев, Д.И. Костина. Проект РНФ № 22-28-01265 2022-2023, руководитель — Филиппова М.Г. Настоящий проект посвящен изучению разрабатываемой нами проблемы восприятия многозначной информации, но с акцентом не на ее подавленных значениях, а на осознаваемых. Такая постановка проблемы является новой не только для нашей исследовательской группы, но и для когнитивного подхода в целом, поскольку вопрос о тех особенностях, которые обретают осознаваемые интерпретации многозначности за счет наличия неосознаваемых альтернатив, является обойденным вниманием исследователей. Согласно выдвигаемому нами предположению, наличие неосознаваемых альтернатив способствует отнесению стимула к более узкой категории, чем в их отсутствие, т.е. делает стимул более конкретным. Такой подход позволяет найти целесообразность в том, что принято считать характеристикой ограниченных способностей человека. Цель проекта — развитие концепции торможения неосознаваемых значений многозначной информации в соответствии с тремя аспектами. Эти аспекты подразумевают доказательство возможности независимого влияния осознаваемых и неосознаваемых значений двойственных стимулов на когнитивную деятельность человека, решение вопроса о существовании динамики процесса торможения (предполагающей переход неосознаваемых значений в стадию активации при смене контекста), а также обсуждение смысла торможения неосознаваемых значений, который мы видим в усилении конкретизации осознаваемого значения. Предлагается рассмотреть данные аспекты с точки зрения модели негативного выбора В.М. Аллахвердова, что, согласно нашим представлениям, позволит: 1) доказать необходимость специальной маркировки как осознаваемых, так и неосознаваемых значений многозначности; 2) снять противоречия в вопросе о том, что происходит с неосознаваемыми значениями; 3) обосновать авторское понимание смысла торможения конкурирующих значений, переформулировав данную проблему из традиционной «селекции для действия» в «селекцию для понимания». Эвристичность используемого подхода мы видим в возможности сглаживания противоречий и объединения достоинств нескольких парадигм. Новизна данного подхода обусловлена как самой постановкой проблемы (с упором на позитивный смысл процесса торможения), так и спецификой используемых методов, опирающихся на современные экспериментальные парадигмы, но при этом являющихся авторскими разработками, не имеющих прямых аналогов. Планируя данное исследование, мы полагаемся на простые, но остроумные приемы, используя в качестве стимульного материала двойственные изображения с конкурирующими смысловыми интерпретациями. С помощью этих приемов в ходе реализации проекта будут экспериментально проверены выдвигаемые теоретические положения. Проект посвящён изучению механизмов переработки иррелевантной информации в интерференционных тестах (на примере теста «Рисунок-слово»). Особое внимание уделяется вопросу о принципах работы когнитивного контроля, обеспечивающего точность выполнения целевого задания вопреки интерферирующему воздействию иррелевантных стимулов. В рамках проекта планируется провести эмпирическую проверку идеи активной блокировки дистракторов, согласно которой система когнитивного контроля поддерживает целенаправленную деятельность субъекта за счёт блокировки репрезентаций иррелевантных раздражителей. Для реализации данной задачи будет осуществлена оценка влияния частотности, семантической насыщенности и деформации дистракторов (обобщаемых понятием субъективной сложности) на величину интерференции в тесте «Рисунок-слово». Предполагается, что дистракторы с низкой семантической нагрузкой (бессмысленные, но читаемые наборы букв) будут оказывать большее влияние на скорость называния целевых стимулов, нежели простые слова (увеличивать интерференцию). Деформация же слов-дистракторов посредством их наклона относительно горизонтальной оси приведёт к снижению интерференции. Обратная зависимость величины интерференции от частотности дистракторов была многократно продемонстрирована в различных экспериментах; в рамках настоящего проекта планируется реплицировать данный эффект. Это направление посвящено исследованию ряда феноменов, связанных с оценкой собственной конитивной деятельности (то есть, в узком смысле — результата выполнения задачи): степень уверенности, эмоциональная оценка, процесс принятия решения. Цель проекта — проверка гипотезы о возможности переноса субъективного сигнала о правильности решения с одной когнитивной задачи на другую, не имеющую прямой связи с первой, но решаемую одновременно с ней. Предполагается, что поступающий в сознание сигнал о правильности решения может быть неспецифичен, то есть не привязан к конкретной задаче и не позволяет узнать, какая именно задача решена. Проект опирается на оригинальную концепцию сознания руководителя проекта и предполагает экспериментальную проверку нескольких следствий, вытекающих из идеи о существовании субъективного эмоционального сигнала. Результаты исследования позволят проверить предположения о возможности влияния решения неосознаваемой задачи на успешность решения осознаваемой (основной) задачи, о возможности переноса субъективной уверенности в правильности решения на задачи разных типов, о возможности переноса сигнала на сами стимулы когнитивных задач, а также описать способы повышения доверия субъекта неспецифическому эмоциональному сигналу. Результаты исследования помогут точнее описать процессы научения (в частности, имплицитного научения), позволят приблизиться к пониманию природы возникновения ошибок и творческих открытий (инсайта) в когнитивной деятельности, а также к пониманию проблемы возникновения субъективных переживаний и осознанности в целом. Ценность разрабатываемого подхода мы видим также в том, что он сужает существующий сегодня объяснительный разрыв в понимании трудной проблемы сознания до проблемы возникновения субъективно переживаемых эмоциональных оценок. Часть исследований группы посвящено методическим и методологическим проблемам психологических и когнитивных исследований.
Возникновение и детекция ошибок
Поведенческие маркеры неосознанного различения собственных правильных и ошибочных ответов при решении когнитивных задач
Инсайт и Ага!-моменты
Роль Ага!-переживания в решении задач и сохранении приобретенного опыта
Имплицитное научение
Иллюзии памяти
Работа сознания с противоречиями
Закономерности семантической категоризации многозначной информации
Метакогниции
Методология психологических исследований